По датам
Полезное
Выборки
Типы документов
Распоряжение Правительства Сахалинской области от 17.05.2013 N 314-р "Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Устойчивое развитие сельских территорий Сахалинской области на период до 2020 года"
ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 мая 2013 г. № 314-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
"УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"
В соответствии с пунктом 2.6 раздела 2 Положения о долгосрочных целевых программах Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 04.10.2010 № 476, и распоряжением Правительства Сахалинской области от 31.01.2013 № 46-р "О разработке концепции долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Устойчивое развитие сельских территорий Сахалинской области на период до 2020 года":
1. Утвердить Концепцию долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Устойчивое развитие сельских территорий Сахалинской области на период до 2020 года" (прилагается).
2. Определить министерство экономического развития Сахалинской области органом исполнительной власти Сахалинской области, ответственным за разработку долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Устойчивое развитие сельских территорий Сахалинской области на период до 2020 года".
3. Министерству экономического развития Сахалинской области (Карпенко С.А.) совместно с министерством сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области (Борисов Н.И.), министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области (Митрик Г.В.), министерством транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области (Дегтярев В.Д.), министерством строительства Сахалинской области (Комароми А.А.), министерством образования Сахалинской области (Сафонов Е.А.), министерством культуры Сахалинской области (Гонюкова И.В.), министерством спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области (Саитов О.Э.), министерством социальной защиты Сахалинской области (Касьянова Е.Н.), министерством здравоохранения Сахалинской области (Зубков А.Д.), агентством по рыболовству Сахалинской области (Колотушкин П.С.), агентством газификации и развития инфраструктуры Сахалинской области (Тихоньких В.Н.), агентством государственной службы занятости населения Сахалинской области (Кучинская О.С.) разработать в срок до 1 июня 2013 года долгосрочную целевую программу Сахалинской области "Устойчивое развитие сельских территорий Сахалинской области на период до 2020 года".
4. Опубликовать настоящее распоряжение в газете "Губернские ведомости".
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области С.В.Хоточкина.
Губернатор
Сахалинской области
А.В.Хорошавин
Утверждена
распоряжением
Правительства Сахалинской области
от 17.05.2013 № 314-р
КОНЦЕПЦИЯ
ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
"УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"
1. Обоснование соответствия
решаемой проблемы целям и приоритетным задачам
социально-экономического развития Сахалинской области
Обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышение уровня жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве, является одной из целей государственной аграрной политики, предусмотренной Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения, включая жителей поселений, имеющих рыбохозяйственную специализацию, предусмотрено Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120, определены основные направления государственной экономической политики в области устойчивого развития сельских территорий, включающие: социальное обустройство сельских и прибрежных рыбацких поселений; увеличение финансового обеспечения реализации социальных программ в сельских и прибрежных рыбацких поселениях.
Принят Закон Сахалинской области от 15.11.2011 № 81-ЗО "О развитии сельского хозяйства Сахалинской области", постановлением Правительства Сахалинской области от 29.12.2012 № 696 утверждена долгосрочная целевая программа "Развитие сельского хозяйства Сахалинской области на 2013 - 2020 годы". Данные документы в качестве приоритетных направлений деятельности включают задачи, направленные на создание условий для развития сельских территорий.
Кроме этого, Стратегия социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 28.03.2011 № 99, долгосрочные целевые программы, действующие в отраслях экономики и социальной сфере Сахалинской области, в качестве непосредственных результатов реализации мероприятий предусматривают решение отдельных вопросов развития населенных пунктов.
Таким образом, как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта - Сахалинской области, вопросы развития сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения и т.п., выделены в качестве приоритетных задач социально-экономического развития.
С целью обеспечения комплексного подхода к решению вопросов развития сельских территорий Сахалинской области, а также для синхронизации действий областных органов исполнительной власти с действиями федеральных органов исполнительной власти принято решение о разработке долгосрочной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Сахалинской области на период до 2020 года".
В современных границах Сахалинская область образована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 02.01.47. На текущее время она включает 21 муниципальное образование.
Начиная с 60-х годов прошлого века до текущего дня отмечается тенденция сокращения количества сельских населенных пунктов. Так, согласно справочнику административно-территориального деления Сахалинской области 1967 года в Сахалинской области насчитывалось 405 сельских населенных пунктов. В аналогичном справочнике 1986 года насчитывалось около 300 сельских населенных пунктов.
В соответствии с Законом Сахалинской области от 21.07.2004 № 524 "О границах и статусе муниципальных образований в Сахалинской области" в границах муниципальных образований находятся 223 сельских населенных пункта.
Одновременно с сокращением количества сельских населенных пунктов сокращалась численность сельского населения. Согласно Всероссийской переписи населения 1989 года в границах сельских населенных пунктов проживало 124,8 тыс. человек, 2002 года - 116,67 тыс. человек, 2010 года - 100,86 тыс. человек.
С учетом окончательных итогов Всероссийской переписи населения на 1 января 2012 года в границах сельских населенных пунктов проживало 97,48 тыс. человек.
За рассматриваемый период (1989 - 2012 годы) в среднем динамика сокращения сельских населенных пунктов составила более двух сел и одной тысячи человек в год.
Территориальное устройство и связанные с ним демографические тенденции основываются на исторических и культурных традициях, хозяйственных (экономических) связях, сложившейся инфраструктуре. Начиная с 1990 года экономика СССР, а затем и России пережила глубокий спад, а в последующем и изменение всех хозяйственных (экономических) связей. Это отразилось на развитии сельских территорий Сахалинской области, существование которых было обусловлено, в основном, деятельностью сельского хозяйства, рыбопромышленного комплекса, угольной промышленности и лесного хозяйства.
Фактически за годы реформ экономика сельских территорий претерпела существенные изменения. Так, сократилась численность занятых в сельском производстве. Если в 1990 году в сельском хозяйстве Сахалинской области было занято 17,7 тыс. человек, то через 21 год в 2012 году - 2,2 тыс. человек. За этот же период сократилось количество крупных сельхозпредприятий с 42 до 25, что привело к сокращению производства продукции растениеводства и животноводства (сокращение производства мяса в живом весе с 44,7 тыс. тонн в 1990 году до 4,5 тыс. тонн в 2012 году, молока с 145,1 тыс. тонн до 25,8 тыс. тонн, посевные площади сократились с 123,4 тыс. га до 23,9 тыс. га соответственно).
Начиная с 90-х годов прошлого века в рыбопромышленном комплексе Сахалинской области начался процесс дробления крупных предприятий. Этот процесс сопровождался отрывом права на доступ к промыслу от территорий (новые предприятия массово регистрировались в областном центре, промысловый флот выводился с территорий).
Как правило, выделялись промысловые мощности с установленными для них объемами вылова, а последующая ориентация промысла на валютоемкие объекты лишила промысловые предприятия необходимости судозаходов в базовые порты Сахалинской области. Это, в свою очередь, привело к обесцениванию береговых производственных мощностей в перерабатывающей промышленности, судоремонте, сервисном обслуживании.
Итогом преобразований стало сокращение улова рыбы с 927,3 тыс. тонн в 1990 году до 451,7 тыс. тонн в 1999 году и последующее восстановление объемов на уровне 732,9 тыс. тонн в 2012 году. Сократилась среднегодовая численность персонала в рыбной промышленности с 19,9 тыс. человек в 1990 году до 4,58 тыс. человек в 2012 году, а в рыболовстве с 9,0 тыс. человек до 6,4 тыс. человек соответственно.
Реструктуризация угольной промышленности в 90-х годах прошлого века привела к переориентации добычи угля от подземного способа к открытому - менее затратному способу. Как итог, за этот период было закрыто 10 из 11 шахт, закрылись вспомогательные - сервисные предприятия, количество разрезов увеличилось с 3 до 10. Общая численность работающих на угледобывающих предприятиях сократилась с 20 тыс. человек в 1990 году до 3,4 тыс. человек в 2012 году.
Аналогичные процессы сокращения производственных и социальных показателей в период реформ произошли в лесопромышленном комплексе Сахалинской области. Были разорваны традиционные технологические, производственные и кооперационные связи, что привело к закрытию 7 целлюлозно-бумажных заводов и, как следствие, прекращению производства целлюлозы, бумаги, картона. Вывозка древесины сократилась с 2,9 млн. куб. метров в 1990 году до 242 тыс. куб. метров в 2012 году. Общая численность работающих в лесопромышленном комплексе за рассматриваемый период сократилась с 28 тыс. человек до 1,6 тыс. человек.
Таким образом, произошли существенные изменения в отраслях экономики, которые являлись системообразующими для сельских территорий Сахалинской области.
Одновременно со спадом экономической активности в сельских населенных пунктах нарастали проблемы в социальной сфере, связанной с оказанием услуг населению.
На сегодняшний день бюджетная сфера сельских населенных пунктов представлена 440 учреждениями, в том числе здравоохранения - 119 ед., образования - 120 ед. (детские образовательные учреждения - 37 ед., общеобразовательные учреждения - 83 ед.), культуры - 195 ед., соцзащиты - 5 ед. Численность работающих в бюджетной сфере составляет более 5,3 тыс. человек.
Материально-техническая база бюджетных учреждений, в основном созданная в период с 1960 года по 1990 год, накопила износ, технически и морально устарела. Строительство новых социальных объектов за последний период было единичным.
Как итог, в 57 сельских учреждениях здравоохранения износ составляет 50%, около 67% сельских учреждений здравоохранения располагаются в арендуемых малоприспособленных зданиях. Износ зданий сферы образования в отдельных учреждениях составляет до 30%, 16 школьных учреждений имеют износ свыше 80%. 52 сельских клуба (из 85) имеют износ до 60%, 90 сельских библиотек расположены в арендованных помещениях, большая часть из которых требует капитального ремонта.
Из-за ухудшения финансового и кадрового обеспечения первичного звена здравоохранения снизилось качество (и доступность) медицинских услуг, предоставляемых населению сельских территорий. Ухудшение демографической ситуации во многих сельских населенных пунктах снизило наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, что привело к трудностям в организации обучения в соответствии с современными требованиями образовательного процесса. Сельские клубы и сельские библиотеки, которые определяли культурную и духовную жизнь сельских территорий, из-за разрыва с современными стандартами все меньше становились центром формирования общественного мнения, проявления коллективной инициативы, реализации и развития творческих способностей человека.
Комплекс проблем в отраслях экономики и социальной сферы сельских территорий, а также бытовая неустроенность сельских населенных пунктов, в том числе необеспеченность жильем и объектами инфраструктуры, создали для населения, особенно для молодежи, непривлекательность проживания в сельской местности. Как следствие, увеличилась естественная убыль населения, что ухудшило демографическую ситуацию на селе. Так, миграционный отток из сельской местности в 2012 году составил 2,5 тыс. человек.
Это, в целом, привело к тому, что в структуре сельского населения стала расти доля людей пожилого возраста, которая на 1 января 2012 года составила 32,6%. При этом, с 14 октября 2010 года (дата Всероссийской переписи населения) по 1 января 2012 года численность сельского населения сократилась на 3,3 тыс. человек, тогда как численность жителей пенсионного возраста в сельской местности за этот период увеличилась на 1,9 тыс. человек.
Увеличение в структуре сельского населения людей пожилого возраста отягощается распространением алкоголизма и других проявлений асоциального поведения, что ставит под угрозу формирование трудового потенциала, необходимого для экономических преобразований производственного комплекса в сельской местности.
Сельское развитие также сдерживается слабостью институтов гражданского общества и, прежде всего, местного самоуправления, низкой бюджетной обеспеченностью, отсутствием системы финансовой поддержки местных инициатив, низкой престижностью жизни на селе.
С учетом экономических, социальных и демографических изменений, произошедших в сельской местности в период с 1990 года по текущее время, потребуется реализация мероприятий, направленных на решение задач устойчивого развития сельских территорий.
2. Обоснование целесообразности решения
проблемы программно-целевым методом
Решение проблем, перечисленных в разделе 1 настоящей Концепции, возможно посредством создания условий для устойчивого развития сельских территорий, сохранивших в своей основе культурный, природно-ресурсный, экономический, социальный и демографический потенциал.
Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2136-р, включает в себя следующие направления государственной политики: демографическая политика; диверсификация сельской экономики; улучшение жилищных условий сельского населения, развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры; политика сельского расселения; экологическая политика; развитие поселений, имеющих рыбохозяйственную специализацию.
С учетом направлений государственной политики, а также мер, предусмотренных в Концепции федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 № 2071-р, в рамках разрабатываемой долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Устойчивое развитие сельских территорий Сахалинской области на период до 2020 года" (далее - Программа) необходимо реализовать следующие задачи:
- создать комфортные условия жизнедеятельности в сельской местности;
- стимулировать инвестиционную активность в сельском хозяйстве и рыбопромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности;
- активизировать участие граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения;
- сформировать позитивное отношение к сельскому образу жизни.
На текущее время отмечается ведомственная разобщенность в управлении сельской местностью. Деятельность органов государственной, муниципальной власти, общественных и коммерческих организаций Сахалинской области нескоординирована, в системе управления доминируют узкоотраслевые подходы.
В этой систем управления отсутствует комплексный подход к решению проблем, эффективность принимаемых решений снижается. Многие из необходимых мер государственной политики, перечисленные в настоящем разделе, не осуществляются. Как итог, вопросы развития сельских территорий финансируются по остаточному принципу, либо в чрезвычайных ситуациях.
В Сахалинской области действуют долгосрочные целевые программы, направленные на развитие базовых для сельских населенных пунктов отраслей экономики. Среди них: "Поддержка развития лесопромышленного комплекса Сахалинской области на период до 2017 года", "Развитие прибрежного рыболовства и береговой инфраструктуры Сахалинской области на 2013 - 2018 годы", "Развитие сельского хозяйства Сахалинской области на 2013 - 2020 годы".
Данные целевые программы не включают меры комплексного подхода к экономическому развитию сельских населенных пунктов. В то же время экономическое развитие является определяющим для принятия долгосрочных решений, направленных на создание объектов социальной и инженерной инфраструктуры.
Учитывая, что в Сахалинской области во всех социальных сферах действуют долгосрочные целевые программы, бюджет которых в 2013 году составляет более 5 млрд. рублей, принятые целевые программы в экономической сфере не консолидируют ресурсы (усилия) на комплексном решении вопросов устойчивого развития сельских территорий.
В связи с вышеизложенным необходим программно-целевой метод управления, целью и результатом которого будет решение вопросов устойчивого развития сельских территорий.
Принятие Программы также позволит привлечь средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
3. Характеристика и прогноз развития
сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
без использования программно-целевого метода
Без использования программно-целевого метода сложившаяся в сельских территориях проблемная ситуация усугубится и сельские территории не смогут выполнять задачи, поставленные в долгосрочных документах государства.
Без серьезного увеличения инвестиций в жилищное строительство, в объекты социальной и инженерной инфраструктуры сельских населенных территорий не удастся повысить качество социальной среды для населения.
Все это пагубным образом скажется на демографической и трудоресурсной ситуации в сельской местности. Согласно пессимистическому прогнозу, при сохранении существующей динамики оттока населения к 2020 году из сельской местности уедет около 20 тыс. человек. С учетом того, что уезжает молодое - экономически активное население, процесс воспроизводства населения будет иметь отрицательное сальдо. Как итог, общая численность сельского населения сократится с 97,5 тыс. человек в 2012 году до 72,9 тыс. человек в 2020 году, в структуре которого будут преобладать люди пожилого возраста.
Переломить эту ситуацию невозможно без радикального повышения качества и престижности жизни в сельской местности.
Дальнейшее обезлюдение сельских территорий приведет к активизации вывода из хозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий и других природных ресурсов, что приведет к потере социального и хозяйственного контроля над сельскими территориями.
4. Возможные варианты решения проблемы,
оценка преимуществ и рисков, возникающих
при различных сценариях действий по решению проблемы
Решение вопросов устойчивого развития сельских территорий Сахалинской области может рассматриваться в двух вариантах:
1. Решение проблем в рамках действующих целевых социальных и экономических программ.
Преимущество данного варианта - наличие действующих механизмов по решению проблем в каждой конкретной отрасли, наличие ведомственных структур и специалистов, которые имеют знания и навыки в решении отраслевых задач.
Недостатки данного варианта - отсутствие комплексного подхода к развитию сельских населенных территорий, финансовые ресурсы в приоритетном порядке выделяются на решение сложных и горящих вопросов, как правило, не связанных с развитием отрасли в сельской местности. Целевые программы полностью не финансируются, соответственно финансирование сельской местности осуществляется по остаточному принципу. Данные недостатки порождают риски дальнейшего ухудшения ситуации в сельских населенных пунктах.
2. Решение проблем в рамках отдельно утвержденной целевой программы.
Преимущество данного варианта - наличие целевого комплексного подхода к решению проблем развития сельских населенных территорий, формирование информационной базы по состоянию дел в сельской местности и положительного опыта по решению накопившихся проблем. Решение проблем в рамках отдельной целевой программы также позволит привлечь дополнительные средства из федерального бюджета.
Недостатки данного варианта - отсутствие практики, а также утвержденных механизмов комплексного решения вопросов устойчивого развития сельских территорий. Отсутствие в областных органах исполнительной власти структуры и специалистов, предметно занимающихся проблемами устойчивого развития сельских территорий. Данные недостатки порождают риски снижения эффективности принимаемых мер в рассматриваемой сфере.
5. Предложения по целям и задачам Программы,
описание механизма формирования мероприятий Программы
и определение исполнителей программных мероприятий
Исходя из положений Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, документов долгосрочного действия, перечисленных в настоящей Концепции, целью Программы будет являться повышение качества жизни сельского населения Сахалинской области.
Достижение цели Программы планируется посредством следующих задач:
1. удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье;
2. повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры;
3. содействие развитию инициатив по улучшению условий жизнедеятельности в сельских поселениях;
4. поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий.
Достижение целей Программы будет осуществляться с учетом следующих подходов:
- комплексное планирование развития сельских территорий и размещение объектов социальной и инженерной инфраструктуры в соответствии с документами территориального планирования;
- преимущественное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых развивается сельское хозяйство и рыбопромышленный комплекс;
- использование механизмов государственно-частного партнерства и привлечение средств внебюджетных источников, включая средства населения, для финансирования мероприятий Программы.
Задача 1.
Решение задачи, связанной с удовлетворением потребности сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье, будет осуществляться путем:
- предоставления социальных выплат за счет средств федерального, областного и местного бюджетов на строительство и приобретение жилья в сельской местности;
- софинансирования строительства (приобретения) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма с правом последующего выкупа;
- использования при строительстве (приобретении) жилья механизмов ипотечного жилищного кредитования и материнского (семейного) капитала.
На этапе формирования проекта Программы планируется определить общие условия предоставления средств на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.
Задача 2.
Решение задачи, связанной с повышением уровня комплексного обустройства сельских населенных пунктов путем концентрации ресурсов на обустройстве объектами социальной и инженерной инфраструктуры, в которых развивается сельское хозяйство и рыбопромышленный комплекс.
В рамках данного направления предусматривается государственная поддержка развития сети следующих объектов социальной и инженерной инфраструктуры: фельдшерско-акушерские пункты; плоскостные спортивные сооружения; учреждения культуры и отраслевого образования; распределительные газовые сети; локальные водопроводы.
Планируется, что развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности будет осуществляться в рамках мероприятий долгосрочной целевой программы "Строительство образовательных учреждений в Сахалинской области на 2013 - 2020 годы", разрабатываемой в соответствии с распоряжением Правительства Сахалинской области от 28.11.2012 № 894-р.
На этапе разработки проекта Программы будет определен перечень сельских населенных пунктов, экономику которых формируют либо будут формировать перечисленные отрасли, а также общие условия предоставления средств на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры.
Задача 3.
Решение задачи по поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, будет осуществляться путем выделения средств на следующие направления деятельности:
- благоустройство сельских населенных пунктов (формирование единого архитектурно-планировочного решения сельского поселения с учетом историко-культурных традиций, создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок и др.);
- экологическая реабилитация сельских территорий (очистка озер, рек, лесных насаждений и др.);
- сохранение и восстановление природных ландшафтов, историко-культурных памятников, храмов;
- поддержка национальных, культурных традиций, народных промыслов и ремесел, сельского туризма;
- оздоровление социальной среды в сельской местности (борьба с алкоголизмом населения, наркоманией и правонарушениями, пропаганда здорового образа жизни);
- нравственное и патриотическое воспитание молодежи, проживающей в сельских населенных пунктах, организация досуга по интересам, в том числе для молодых семей;
- проведение смотров-конкурсов коллективов народного творчества, художественной самодеятельности, создание центров досуга и детского творчества;
- решение/смягчение существующих социальных проблем;
- улучшение качества жизни молодежи, проживающей на селе, в целом, и/или представителей социально незащищенных слоев/групп населения, нуждающегося в особой поддержке для развития своих способностей и самореализации.
На этапе разработки проекта Программы будут определены общие условия выделения средств на поддержку местных инициатив.
Задача 4.
Решение задачи по формированию позитивного отношения к сельскому образу жизни будет осуществляться посредством поощрения на конкурсной основе информационно-просветительских проектов, а также деятельности, направленной на достижение результатов в области устойчивого развития сельских территорий.
Лучшие проекты в обозначенных сферах также планируется поддержать для участия во всероссийских конкурсах, планируемых к проведению в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
Формирование мероприятий проекта Программы будет осуществлять министерство экономического развития Сахалинской области совместно с аппаратом Губернатора и Правительства Сахалинской области и областными органами исполнительной власти, определенными разделом 7 настоящей Концепции. Ответственные исполнители мероприятий Программы будут определены проектом Программы.
Планируется, что мероприятия в рамках проекта Программы будут сформированы по аналогии с мероприятиями, предусмотренными к реализации в федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".
6. Ориентировочные сроки решения проблемы
программно-целевым методом
Решение задач устойчивого развития сельских территорий будет осуществляться на основе комплексной оценки развития сельских территорий в муниципальных образованиях Сахалинской области и дифференцированного подхода к государственной поддержке с учетом сложившейся ситуации, сравнительных преимуществ и особенностей развития сельских населенных пунктов.
Реализация мероприятий по решению проблемы устойчивого развития сельских территорий будет осуществляться поэтапно в период с 2014 года по 2020 год.
Первый этап (2014 - 2015 годы) предусматривает проведение организационной работы в части утверждения нормативных правовых актов, необходимых для реализации Программы, формирования документов для привлечения средств федерального бюджета, разработки типовых решений (проектов) по объектам социальной сферы и объектам инфраструктуры. Также на данном этапе будут реализованы пилотные проекты по поддержке устойчивого развития сельских территорий.
Второй этап (2016 - 2020 годы) предполагает наращивание темпов осуществления мероприятий государственной поддержки развития сельских территорий, в том числе будет увеличен объем финансирования программных мероприятий.
7. Предложения по участию областных органов
исполнительной власти, структурных подразделений
аппарата Губернатора и Правительства
Сахалинской области в формировании Программы
В формировании Программы будут участвовать областные органы исполнительной власти, поименованные в пункте 3 распоряжения Правительства Сахалинской области от 31.01.2013 № 46-р "О разработке концепции долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Устойчивое развитие сельских территорий Сахалинской области на период до 2020 года", а также аппарат Губернатора и Правительства Сахалинской области, в части разработки мероприятий, направленных на формирование позитивного отношения к сельскому образу жизни, с привлечением средств массовой информации.
8. Предложения по определению
областного органа исполнительной власти
в качестве координатора-разработчика Программы
Разработчиком проекта Программы будет являться министерство экономического развития Сахалинской области. Координатором реализации Программы будет являться министерство сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области.
9. Предложения по финансовому обеспечению Программы
Реализация Программы предусматривает финансирование за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, а также внебюджетных источников.
Финансирование Программы планируется в объеме 1428 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 306 млн. рублей, средств областного бюджета - 1020,0 млн. рублей, средств местных бюджетов - 40,8 млн. рублей, внебюджетных средств - 61,2 млн. рублей. Внебюджетный источник финансирования Программы - средства граждан - участников жилищного строительства.
Планируется, что по итогам реализации первого этапа Программы, в рамках которого будут разработаны типовые проекты по социальным и инфраструктурным объектам и проведена инвентаризация состояния отдельных объектов социальной сферы и инфраструктуры, ресурсное обеспечение Программы будет увеличено с учетом затрат, необходимых для решения вопросов устойчивого развития сельских территорий.
10. Предварительная оценка ожидаемой результативности
и социально-экономической эффективности
предлагаемого варианта решения проблемы
Комплексное развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, улучшение жилищных и других условий жизни, в том числе на основе поддержки местных инициатив, будет способствовать позитивным переменам в качестве жизни сельского населения, повысит инвестиционную активность в экономике сельских населенных территорий.
По прогнозным оценкам, реализация мероприятий Программы позволит к 2020 году:
- улучшить жилищные условия молодых семей и молодых специалистов;
- расширить сеть фельдшерско-акушерских пунктов;
- привлечь к занятию физической культурой и спортом граждан, проживающих в сельской местности, путем расширения сети плоскостных спортивных сооружений;
- улучшить доступ сельского населения к услугам учреждений культуры и отраслевого образования путем расширения сети таких учреждений;
- повысить уровень инженерного обустройства сельских населенных пунктов;
- повысить гражданскую активность населения, проживающего в сельской местности, а также активизировать его участие в решении вопросов местного значения.
В рамках разработки проекта Программы, в том числе методики оценки эффективности ее реализации, будут разработаны количественные и качественные показатели эффективности реализации программных мероприятий. Прогнозные показатели приведены в приложении к настоящей Концепции.
Приложение
к Концепции
долгосрочной целевой программы
Сахалинской области
"Устойчивое развитие сельских территорий
Сахалинской области на период до 2020 года",
утвержденной распоряжением
Правительства Сахалинской области
от 17.05.2013 № 314-р
ИНДИКАТОРЫ
ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ
ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
"УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"
Индикаторы оценки Единица Годы
измерения
2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Улучшение жилищных условий ед./в год 18 20 23 25 28 33 36
сельских семей
Расширение сети плоскостных тыс. кв. м 0 6,4 12,8 19,2 25,6 32 38,4
спортивных сооружений
Поддержка проектов местных шт. 10 11 12 14 15 18 20
инициатив
Повышение уровня
инженерного обустройства
населенных пунктов:
- газом % 4,3 6,7 8,3 9,5 10,2 11,8 12
Расширение сети ед. 0 2 3 5 7 9 12
фельдшерско-акушерских
пунктов
Расширение сети учреждений ед. 1 2 5 5 1 1 5
культуры и отраслевого
образования
------------------------------------------------------------------