По датам
Полезное
Выборки
Типы документов
Распоряжение Правительства Сахалинской области от 15.01.2013 N 8-р "Об утверждении Концепции региональной профориентационной среды в Сахалинской области"
ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 января 2013 г. № 8-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ СРЕДЫ
В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
В целях регулирования деятельности и обеспечения перспективного развития профориентационной среды:
1. Утвердить Концепцию региональной профориентационной среды в Сахалинской области (далее - Концепция) (прилагается).
2. Агентству государственной службы занятости населения Сахалинской области (О.С.Кучинская) в срок до 30 марта 2013 года совместно с министерством экономического развития Сахалинской области (С.А.Карпенко), министерством образования Сахалинской области (Е.А.Сафонов), областными органами исполнительной власти, Объединением работодателей Сахалинской области разработать Комплекс мер по развитию региональной профориентационной среды в Сахалинской области и внести на утверждение Правительства Сахалинской области.
3. Министерству инвестиций и внешних связей Сахалинской области (Е.В.Котова) в срок до 1 июня 2013 года совместно с министерством экономического развития Сахалинской области (С.А.Карпенко), министерством образования Сахалинской области (Е.А.Сафонов), агентством государственной службы занятости населения Сахалинской области (О.С.Кучинская) разработать и направить в Правительство Сахалинской области проект Концепции Центра выбора работ и планирования карьеры.
4. Контроль за выполнением указанных поручений возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области И.И.Трутневу.
Исполняющий обязанности председателя
Правительства Сахалинской области
С.Г.Шередекин
Утверждена
распоряжением
Правительства Сахалинской области
от 15.01.2013 № 8-р
КОНЦЕПЦИЯ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ СРЕДЫ
В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Настоящей Концепцией региональной профориентационной среды в Сахалинской области (далее - Концепция), разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяются цели, задачи и механизмы создания в Сахалинской области современной профориентационной среды.
При разработке Концепции учтены нынешнее состояние и прогнозы развития рынка труда, результаты научных исследований, опыт организации профориентационных мероприятий в нашей стране и за рубежом. Концепция является стратегическим документом по развитию региональной профориентационной среды в Сахалинской области.
Особенности рынка труда Сахалинской области
Сахалинская область в современных условиях развивается много динамичнее других регионов Российской Федерации. Освоение континентального шельфа острова позволило повысить инновационную способность в целом и перейти на новый уровень экономического развития. Удачное геополитическое положение островной области дает возможность развития Сахалина как центра применения новейших технологий производства в сферах нефтедобычи с глубокой нефтехимической переработкой, строительства, электроэнергетики, освоения морских сырьевых запасов, применения международных стандартов экологической безопасности.
В дальнейшем с учетом задач по модернизации экономики потребность в квалифицированных кадрах разного уровня образования будет увеличиваться. В связи с этим актуальны вопросы:
- исследования перспективных потребностей рынка труда;
- формирования современной структуры рабочей силы;
- укрепления взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг;
- обеспечение эффективной политики молодежной занятости;
- эффективное использование незанятого населения разных возрастных групп, включая пенсионеров и представителей маргинальных слоев населения.
Основными факторами, определяющими особенности Сахалинского рынка труда, являются:
- недостаточная профориентационная работа по выбору профессий молодежью и взрослым населением, востребованных на рынке труда;
- профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения и, как следствие, нехватка квалифицированных кадров по отдельным профессиям и специальностям;
- отсутствие внутрипроизводственного обучения молодых специалистов с закреплением наставников, в том числе непосредственно на рабочих местах, направленного на совершенствование и доведение до международных стандартов профессионально-квалификационного уровня работников;
- слабая материально-учебная база учреждений начального и среднего профессионального образования;
- недостаточная развитость системы вторичного обучения на производстве и в системе профобразования;
- сокращение численности населения трудоспособного возраста;
- замещение вакантных рабочих мест по ряду востребованных на рынке труда профессий и специальностей за счет иностранных работников, официальные размеры заработной платы которым устанавливаются на минимальном уровне, что влечет снижение налоговых поступлений в бюджет и, как следствие, тормозит поступательное развитие реформирования системы оплаты труда в бюджетной сфере, и уменьшение производительности труда на производстве.
В Сахалинской области работает около 20,0 тысяч иностранных граждан, из них граждан ближнего зарубежья - 3,5 тыс. человек, или 18%, более 65% иностранцев имеют начальное профессиональное образование, 10% - среднее и высшее, 25% - профессионального образования не имеют.
Ситуация на рынке труда и в сфере образования требует постоянного и пристального внимания, оперативного реагирования ввиду быстро меняющихся условий.
В обществе назрела необходимость восстановить активную связь между профессиональным образованием и профессиональным трудом, равновесие между рынком профессий и рынком труда.
Трудовые ресурсы области формируются под влиянием естественных и механических факторов изменения населения, особенно трудоспособной его части. К началу 2012 года доля населения Сахалинской области трудоспособного возраста сократилась до 63%, а населения старше трудоспособного возраста увеличилась до 19,7%. Рост населения старших возрастов идет более быстрыми темпами, чем в среднем по России. По данным обследования населения по проблемам занятости, проводимым Сахалинстатом, в численности безработных по МОТ около 20% составляют граждане пенсионного возраста (женщины - с 50 лет, мужчины - с 55 лет). Для сравнения, по России численность граждан старше трудоспособного возраста составляет около 6%, что объясняет больший в Сахалинской области показатель общей безработицы по сравнению с общероссийским.
В Сахалинской области проживают 4866 взрослых инвалидов. Не заняты трудовой деятельностью 3605 человек, фактически имеет третью группу инвалидности 1991 гражданин.
На ситуацию, сложившуюся на рынке труда с кадровым обеспечением, продолжает оказывать влияние распределение численности выпускников по группам специальностей.
В 2012 году высшая профессиональная школа подготовила 46% специалистов для экономики и управления, что ниже всего на 2% к 2010 году, 24,9 - гуманитарных, физико-математических и естественных наук (ниже на 2%), 3,8 - для энергетики энергетического машиностроения и электротехники (снижение на 1,2%). В 2012 году не выпускались специалисты для транспортных средств и морской техники, строительства.
Диспропорции в системе профобразования приводят к снижению потенциала молодых специалистов.
Одной из мер, решающих задачу эффективного функционирования трудовых ресурсов, является комплексная профориентационная работа с населением Сахалинской области.
Состояние профориентационной среды в Сахалинской области
Переход к рыночным отношениям привел к небывалому разделению труда и отделению профессиональной подготовки от занятости.
Профессиональная ориентация - как прикладная наука является детищем XX века и направлена на ориентацию человека в мире профессий, целью которой является удовлетворение потребностей отдельной личности.
В Сахалинской области к 80-м годам сложилась целая система мероприятий по пропаганде профессий, по которым велось обучение в профтехучилищах. Деятельность педагогических коллективов профтехучилищ, средних школ и предприятий координировали межведомственные советы.
Во второй половине 80-х годов появились новые формы работы: профориентационные недели и месячники, клубы и киноклубы, автопробеги.
Примером организации профориентационной работы стал "Месячник пропаганды рабочих профессий", проведенный в феврале - марте 1983 года в Сахалинской области. В ходе мероприятия состоялось 45 Дней открытых дверей, 60 встреч с передовиками производства - выпускниками системы профтехобразования, 59 спортивных встреч учащихся школ и профтехучилищ, 4 выставки технического творчества, встречи отличников учебы училищ и выпускников школ, конкурсы профессионального мастерства, расширенные совещания с руководителями органов власти и базовых предприятий. В школах области сформировано 130 уголков по профориентации, опубликовано 20 статей в газетах "Советский Сахалин" и "Молодая гвардия". В кинотеатре "Комсомолец" работал кинолекторий "Твоя будущая профессия".
В условиях тяжелой ситуации на рынке труда островной области в 90-е годы, сложившейся в результате смены общественно-политического строя, отсутствия четких ориентиров и прогнозов в социально-трудовой сфере, наличии дисбаланса между системой подготовки кадров и реальными потребностями в них, возрастания социальной и психологической напряженности актуальность приобрела активная психолого-профориентационная политика в отношении различных категорий населения и, в первую очередь, безработных граждан.
В трудном положении в это время оказались молодежь, женщины, инвалиды, военнослужащие, уволенные в запас, и другие категории населения.
Начиная с 1992 года усилиями различных ведомств: органов занятости, образования велась работа по формированию областной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.
К 1994 году заложена первоначальная основа профориентационной службы на Сахалине. В 15 центрах занятости введены должности профконсультантов. Начал расти объем профориентационных услуг населению, обращающемуся в службу занятости: в 1994 году их получили 7,2 тыс. человек.
Большинство граждан безработные, среди них преобладали такие социальные группы как молодежь и женщины.
В рамках превентивных мер по предупреждению безработицы начато оказание дополнительных профориентационных услуг на договорной основе учащейся молодежи и работодателям. В городских и районных центрах занятости накоплен интересный опыт профориентационной работы со старшеклассниками.
В 2002 году распоряжением администрации Сахалинской области от 20 сентября 2002 года № 491-ра утвержден План межведомственных мероприятий по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения Сахалинской области на 2002 - 2004 годы, в рамках которого оказывались профориентационные услуги безработным и незанятым гражданам, высвобождаемым работникам предприятий молодежи; адаптация граждан, уволенных в запас с военной службы; гражданам из числа слабозащищенных групп населения, а также решались вопросы развития и совершенствования межведомственной системы профориентации и психологической поддержки населения.
С целью активизации предоставления профориентационных услуг жителям отдаленных населенных пунктов с 2007 года в Сахалинской области начинают активно работать передвижные профориентационные мобильные центры службы занятости.
С 2000-го года в профессиональных учебных заведениях области созданы центры содействия трудоустройству и профессиональной адаптации студентов-выпускников.
Профессиональные учебные заведения системы начального и среднего профессионального образования являются основными партнерами службы занятости Сахалинской области по ориентации подростков и молодежи в мире профессий.
В приоритетном порядке услуги по профессиональной ориентации службой занятости оказываются гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, а именно: молодежи, женщинам, инвалидам, гражданам, уволенным с военной службы, освобожденным из исправительных учреждений, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва в работе, сельским жителям.
Основным принципом профессионального консультирования инвалидов является подбор профессии, которая содействовала бы их социально-психологической и психофизиологической реабилитации.
При развитии положительных тенденций последних лет в экономике Сахалинской области, создании условий развития обрабатывающих производств, сельского хозяйства, малого и среднего предпринимательства, возможного увеличения количества эффективных рабочих мест (с точки зрения условий работы), расширения спроса на квалифицированную рабочую силу по большинству профессиональных групп особую важность приобретает развитие системы профессиональной ориентации в детских садах, школах, профессиональных учебных заведениях и на предприятиях.
В Сахалинской области действует Межведомственный комплекс мер по проведению профессиональной ориентации обучающихся образовательных учреждений общего образования на 2012 - 2015 годы, утвержденный совместным приказом агентства государственной службы занятости населения Сахалинской области и министерства образования Сахалинской области от 12 марта 2012 года № 105/385-ОД.
В рамках плана в соответствии с требованиями рынка труда и содействия учащимся в выборе профессионального обучения, специальности, учебного заведения службой занятости населения Сахалинской области проводится большая работа по профессиональному информированию несовершеннолетних граждан. В общеобразовательных учебных заведениях и центрах занятости населения подростки получают информацию о состоянии рынка труда, профессиональных учебных заведениях области, в которых ведется подготовка по востребованным профессиям.
В целях изучения профессиональных склонностей и интересов учащихся школ ежегодно организуется более 200 встреч с учащимися и их родителями, проводятся агитационные мероприятия, семинары с инженерно-педагогическими работниками, "Дни открытых дверей", экскурсии на предприятия. Проводятся информационные кампании в целях формирования позитивного имиджа рабочих профессий.
В рамках акции "Первый шаг в будущую профессию" специалистами службы занятости населения проводятся мероприятия в лагерях труда и отдыха, трудовых бригадах, центральных районных библиотеках, летних оздоровительных площадках при школах и другие.
Превентивными профориентационными мероприятиями в работе с молодежью стали ярмарки, дни подростка и выпускника, акции "Шанс молодым".
В рамках Соглашения между службой занятости и профессиональными учебными заведениями проводятся занятия по программе "Искусство трудоустройства", осуществляется обмен информацией о трудоустройстве выпускников и организации стажировок, ведется мониторинг предприятий и организаций.
В своей работе профконсультанты использовали анкетирование (тестирование), профессиональное консультирование с использованием интервьюирования с целью получения профессии (специальности), трудоустройства.
В регионе проводятся конкурсы, работа над проектами, информирование и консультирование учащихся и родителей по вопросам выбора профессии.
Впервые в истории в службе занятости населения Сахалинской области в 2011 году сформировано профориентационное волонтерское движение, способствующее более широкому охвату детей дошкольного и младшего школьного возраста профориентационными мероприятиями.
Вместе с тем в Сахалинской области профориентация как система и социальный процесс не отвечает современным требованиям. Подтверждением тому является разбалансированность рынка труда и системы подготовки профессиональных кадров, отсутствие единой целостной системы профориентации. В области не создан региональный профориентационный центр.
Можно выделить следующие основные проблемы, мешающие полноценной профориентационной работе:
- неопределенность целей профессионального самоопределения;
- отсутствие общепринятых (признаваемых разными слоями общества) образов жизненного и профессионального успеха;
- слабое взаимодействие профориентационной науки с представителями смежных наук и сфер познания;
- недостаточное время, отведенное в школах для профориентации;
- слабое вовлечение в эту работу родителей ребят дошкольного и школьного возраста;
- слабое внимание к профориентации (особенно школьной) различных социальных институтов;
- недостаток новых методик, активизирующих самоопределяющихся, побуждающих их к развитию своих талантов и самореализации на благо своей страны и всего общества.
Перепроизводство ненужных специалистов, производство недостаточно квалифицированных работников, низкая доля занятости выпускников - проблемы, в основе которых неправильный выбор профессии.
Ежегодно в казенные учреждения центры занятости населения за содействием в трудоустройстве и консультациями по профориентации обращается более 9,0 тыс. учащихся и выпускников общеобразовательных учреждений, или 50,0% от общего количества выпускников, а также около 1,0 тыс. выпускников разного уровня профессионального образования, или 19,6% от общего количества выпускников.
Профориентационными услугами слабо охвачены граждане пенсионного возраста, женщины.
Так, социологический опрос, проведенный специалистами службы занятости, показал, что из 338 опрошенных респондентов пенсионного возраста помощь в подборе рабочего места желали получить 285 человек (73,4% от всех опрошенных); переобучиться - 50 человек (12,8%); получить помощь при открытии собственного дела - 6 человек (1,5%) и психологическую поддержку - 12 человек (3,0%).
Из опрошенных 15464 женщин, имеющих детей в возрасте от 0 до 7 лет, 57% - не работают, 35% - нуждаются в трудоустройстве и желают совмещать трудовую занятость с воспитанием детей.
Проведенный опрос 465 молодых респондентов, из которых 23% школьников, 23% студентов, 32% работающей молодежи, 22% неработающей, показал, что наиболее ценным в жизни 73% опрошенных считают семейное благополучие, 38% - реализацию интересов и способностей, 32% - высокий достаток, 29% - карьерный рост, 17% - возможность изменения ситуации в обществе к лучшему, 13% - уважение окружающих и престиж, 11% - соответствие определенным морально-этическим нормам.
70% участников анкетирования ответили отрицательно на вопрос по переезду из Сахалинской области.
Перейдя на принципиально новую - рыночную модель развития, общество не сформировало модель профориентации, соответствующую требованиям времени.
В то же время каждый субъект, занимающийся вопросами профориентации, имеет интересный опыт работы и квалифицированных специалистов. Но не определены функции отдельных компонентов системы, не установлены и нормативно не закреплены взаимосвязи различных участников профориентационного процесса и социальных партнеров.
Основные задачи профориентации - помочь каждому человеку найти свое место в жизни, отвечающее его психофизиологическим данным, способностям, призванию, и в то же время, потребностям общественного производства.
Развитие ситуации по действующему сценарию неблагоприятно скажется в дальнейшем на обеспеченности трудовыми ресурсами экономики области. Необходимы кардинальные меры, способствующие внедрению новой модели профориентационной среды, позволяющие совместить реализацию конституционных прав детей, подростков и молодежи, взрослого населения с социально-экономическим развитием.
В настоящее время перед населением ставятся новые задачи по поддержанию собственной конкурентоспособности и профессионально-трудовой мобильности на протяжении всей жизни. Для реализации профессиональных планов гражданам необходимо обладать знаниями и умениями, которые в случаях изменения ситуации на рынке труда или потери работы помогли бы им переориентироваться.
По отношению к людям, имеющим опыт трудовой деятельности, профессиональная ориентация и консультирование направлены на развитие компетенций и поддержку карьеры, а также на содействие гражданам в ситуациях, сопровождающих смену профессии, потерю работы.
Деятельность в региональной профориентационной среде должна быть направлена на устранение барьеров для обучения граждан, независимо от возраста, и становление организационных форм и системных механизмов, обеспечивающих высокий уровень доступа, эффективности и качества обучения граждан любого возраста.
В связи с этим необходимо не просто помогать людям разного возраста выбрать профессию, востребованную на рынке труда, но и научить самостоятельно управлять своей профессиональной карьерой, принимать ответственные решения в течение всей трудовой жизни.
Принципы деятельности в профориентационной среде
1. Формирование сахалинской профориентационной среды складывается из совокупных институтов, программ и мероприятий, обеспечивающих развитие и реализацию профессиональных способностей детей старшего дошкольного, школьного возраста, молодежи, незанятых и безработных граждан в целях достижения ими эффективных результатов в сфере профессиональной деятельности и высокого качества жизни.
2. Региональная профориентационная среда в Сахалинской области строится на следующих базовых принципах:
а) ориентации на развитие личности, признании права человека на свободный выбор определенной сферы профессиональной деятельности, создания благоприятных условий для самоопределения, саморазвития, самореализации;
б) интеграции различных подсистем, компонентов, объединения усилий субъектов системы профориентации, направленных на формирование профессионального самоопределения;
в) регионализации - учета социально-экономических процессов в регионе, особенностей и потребностей рынка труда, миграционных процессов и образовательных запросов населения;
г) субъектности, обеспечивающей учет личностных особенностей субъекта профессионального самоопределения и его становления;
д) непрерывности формирования мотивации в системе образования (детский сад - школа - вуз - послевузовское профессиональное образование), производственной среде;
е) доступности - создания условий для получения профориентационных услуг независимо от места проживания, учебы и т.д.
Цели и задачи региональной профориентационной среды
Цели и задачи Концепции определены на основе государственной социальной политики в интересах молодежи, граждан с учетом социального контекста образовательной среды Сахалинской области.
1. Целями создания региональной профориентационной среды в Сахалинской области являются:
- реализация государственной политики в области профориентации детей, подростков и молодежи, граждан пенсионного возраста, инвалидов, людей, имеющих опыт трудовой деятельности, позволяющей сформировать гармоничную личность в единстве трудового, творческого, интеллектуального, физического, духовного, нравственного и психического развития;
- создание региональной целостной профориентационной среды в течение всей жизни жителей Сахалинской области, которая предоставляла бы всем гражданам информацию и консультирование, поддерживающие их возможности получить образование, правильно выбрать профессиональную траекторию и приобрести умения, востребованные рынком труда.
2. Достижение целей по созданию региональной профориентационной среды в значительной степени зависит от успешного решения следующих задач:
а) создание условий для развития профессиональных навыков всех детей, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи;
б) сочетание в профориентации традиционных методов с современными инновационными технологиями;
в) охват профориентацией широкой возрастной категории детей, подростков и молодежи от 7 до 30 лет, граждан других возрастных групп;
г) внедрение индивидуально ориентированных и способствующих успешному личностному развитию участников профориентационных мероприятий методов работы;
д) развитие взаимодействия между дошкольными учреждениями и общеобразовательными школами, учреждениями профессиональной подготовки и предприятиями, которые, в свою очередь, должны иметь возможность оперативно выявлять ресурсы рабочей силы необходимой квалификации и удовлетворять потребности в кадрах;
е) расширение масштабов профориентационных услуг взрослому населению;
ж) формирование профориентационной культуры населения и значимости профориентации в общественном сознании;
з) обеспечение непрерывности профориентационной работы, позволяющей создать на конечном этапе систему управления совершенствования и развития кадрового потенциала.
Механизмы реализации Концепции
В развитии профессионально ориентационной среды, имеющей многоплановый характер, особое значение должны приобрести скоординированные действия основных субъектов профориентационной деятельности: детских дошкольных учреждений; общеобразовательных школ; учреждений профессионального образования; государственных органов образования, здравоохранения, службы занятости, молодежной и социальной политики; средств массовой информации; семьи; общественных объединений, представителей бизнеса, организаций и других институтов, ответственных за воспитание, образование, профессиональное обучение и трудоустройство.
Для решения задач координации деятельности всех субъектов профориентационной работы в полной мере необходимо использовать возможности межведомственного взаимодействия с заинтересованными ведомствами, организациями и учреждениями, а также работодателями, которые рассматриваются как основные заказчики и участники профориентационного процесса.
Основным механизмом реализации Концепции по созданию региональной профориентационной среды в Сахалинской области является:
а) создание и функционирование областного координационного совета по поддержке инициатив, направленных на совершенствование системы профориентации в субъекте;
б) организация Центра работ и планирования карьеры (далее - Центр).
Основными функциями Центра должны стать: обеспечение единого информационного пространства и профессионального выбора на основе анализа образовательных запросов, потребностей рынка труда, методических наработок; мониторинг реализации профориентационных мероприятий органами исполнительной власти, образовательными учреждениями, работодателями и информирование социальных партнеров, образовательных учреждений, родителей и учащихся о результатах; создание, ведение и актуализация следующих баз данных:
- банк профессий и специальностей, предоставляющий в простой, доступной, образной форме (инсталляция) информацию о сути работы специалиста, специфике построения карьеры, плюсах и минусах профессии; вариантах профессионального образования, обеспечивающих необходимый уровень знаний при работе по выбранной профессии.
- портфель личных достижений учащихся, дающий возможность сравнительного анализа уровня своих результатов (учеба, спорт, хобби), мониторинга их роста, получения психологического портрета;
- банк Методических разработок, аккумулирующий передовые наработки (элективные курсы, курсы по выбору, деловые игры, технологии проблемного обучения, методики развития творческих способностей и т.д.) в сфере профессионального самоопределения, позволяющие сформировать набор ключевых профессиональных компетенций;
- обеспечение методического сопровождения деятельности органов исполнительной власти Сахалинской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, направленной на управление профориентационными процессами.
В Центре для детей и молодежи должны быть оборудованы профессиональные комнаты, где представлены разные виды трудовой профессиональной деятельности. У каждого ребенка появляется возможность попробовать себя в той или иной профессии в реальном времени.
В Центре должны быть представлены зоны выставочных залов, посвященных работе и карьере:
- выставочный зал рабочих мест (организуется показ потока профессиональных изменений, где посетители познакомятся с историей профессии, достигнут понимания важности и значимости работы в жизни);
- выставочный зал планирования карьеры (каждый может выяснить для себя какая профессия подходит ему лучше в соответствии с интересами и способностями, решить вопросы по упрощению карьерного поиска и трудового места).
Центр ориентирует детей в мире профессий. Центр смогут посещать дети дошкольного возраста с родителями, организованные группы из детских дошкольных учреждений, школьники разных возрастов, молодежь.
С помощью используемого мультипликативного эффекта у детей достигается правильное формирование представления о роли труда, о его (ребенка) месте в сообществе себе подобных, у детей более старшего возраста - четкое понимание правильной жизненной позиции, ориентированной на свой интерес, талант, способности;
в) нормативное закрепление взаимосвязи различных участников профориентационного процесса и социальных партнеров.
Обеспечение системности, комплексности и преемственности профориентационной работы позволит консолидировать усилия по проведению опережающих действий, направленных на формирование современной структуры рабочей силы, соответствующей потребностям рынка труда и укреплению взаимосвязи рынков труда и образовательных услуг.
------------------------------------------------------------------