Распоряжение Правительства Сахалинской области от 04.10.2013 N 735-р "Об утверждении Основных направлений бюджетной и налоговой политики Сахалинской области на 2014 - 2016 годы"



ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 4 октября 2013 г. № 735-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2014 - 2016 ГОДЫ

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона Сахалинской области "О бюджетном процессе в Сахалинской области":

1. Утвердить Основные направления бюджетной и налоговой политики Сахалинской области на 2014 - 2016 годы (прилагаются).
2. Опубликовать настоящее распоряжение в газете "Губернские ведомости".
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области - министра финансов Сахалинской области Т.В.Карпову.

Исполняющий обязанности председателя
Правительства Сахалинской области
С.Г.Шередекин





Утверждены
распоряжением
Правительства Сахалинской области
от 04.10.2013 № 735-р

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2014 - 2016 ГОДЫ

I. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики

Основные направления бюджетной и налоговой политики Сахалинской области на 2014 - 2016 годы подготовлены в соответствии с Законом Сахалинской области "О бюджетном процессе в Сахалинской области", содержат основные цели, задачи и приоритеты бюджетной и налоговой политики Сахалинской области (далее - бюджетная и налоговая политика) на предстоящий период в сфере формирования доходного потенциала, расходования бюджетных средств, межбюджетных отношений и управления государственным долгом.
Бюджетная и налоговая политика должна быть нацелена на реализацию приоритетных направлений социально-экономического развития Сахалинской области и достижение измеримых, общественно значимых результатов, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Стратегией социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года, Программой социально-экономического развития Сахалинской области на 2011 - 2015 годы и на период до 2018 года.
Необходимыми условиями достижения указанных целей являются:
1) обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы;
2) повышение эффективности бюджетных расходов;
3) концентрация бюджетных ассигнований на реализацию приоритетных направлений социально-экономического развития.
Деятельность органов государственной власти Сахалинской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области должна быть направлена на решение следующих задач:
- создание условий для привлечения инвестиций и наращивания налогового потенциала Сахалинской области;
- повышение доступности и качества оказания государственных и муниципальных услуг, прежде всего в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования и культуры (переход на оказание государственных (муниципальных) услуг в электронном виде, создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрение системы "эффективного контракта", усиление контроля за выполнением установленных показателей качества оказания услуг);
- развитие программно-целевых методов управления (развитие системы стратегического планирования, разработка и реализация государственных и муниципальных программ как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов при одновременном повышении качества программ и создании действенного механизма контроля за их выполнением);
- повышение ответственности всех участников бюджетного процесса за качество бюджетного планирования, эффективное использование бюджетных средств и результаты своей деятельности (минимизация количества внесения изменений и дополнений в областной закон об областном бюджете);
- обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов, публичности процесса управления финансами, активное участие граждан в бюджетном процессе, повышение финансовой грамотности населения.

II. Приоритеты в сфере формирования доходного потенциала

В области налоговой политики Сахалинской области приоритетом является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей устойчивость консолидированного бюджета Сахалинской области в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Налоговая политика должна быть нацелена на увеличение доходов консолидированного бюджета Сахалинской области, обеспечивающих потребности бюджета, и строиться с учетом изменений законодательства Российской Федерации при активизации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления по увеличению собственного доходного потенциала областного бюджета и местных бюджетов муниципальных образований Сахалинской области.
В 2014 - 2016 годах будет продолжена реализация задач, предусмотренных в предыдущие годы, среди которых:
- осуществление анализа налогового потенциала Сахалинской области в целях изыскания дополнительных источников пополнения доходной части консолидированного бюджета области;
- координация действий областных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с главными администраторами налоговых и неналоговых доходов областного бюджета по улучшению качества администрирования платежей и увеличению собираемости доходов в бюджет области, повышение ответственности администраторов доходов за исполнением всеми плательщиками своих обязательств перед бюджетом;
- усиление контроля за полнотой исчисления и своевременностью перечисления в бюджет налоговыми агентами сумм налога на доходы физических лиц, проведение мероприятий по выявлению, постановке на налоговый учет и привлечению к налогообложению субъектов предпринимательской деятельности, прибывших в Сахалинскую область для осуществления деятельности и создавших рабочие места на территории Сахалинской области;
- взаимодействие с крупнейшими налогоплательщиками Сахалинской области и ответственными участниками консолидированных групп налогоплательщиков в целях предотвращения снижения платежей в бюджет и роста задолженности по налогам;
- продолжение деятельности рабочей группы по мобилизации доходов в бюджет, областной межведомственной комиссии по урегулированию задолженности по налогам и активизация деятельности аналогичных комиссий в муниципальных образованиях Сахалинской области;
- продолжение практики предоставления субъектам инвестиционной деятельности налоговых льгот при условии бюджетной эффективности реализуемых проектов в виде дальнейшего прироста налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест;
- проведение ежегодной оценки эффективности предоставляемых региональных налоговых льгот, отмена неэффективных льгот;
- проведение мероприятий по введению на территории Сахалинской области налога на недвижимость, активизация работы органов государственной власти и органов местного самоуправления в решении вопросов, связанных с расширением налоговой базы по имущественным налогам путем выявления и включения в налогооблагаемую базу недвижимого имущества и земельных участков, которые до настоящего времени не зарегистрированы или зарегистрированы с указанием неполных сведений, необходимых для исчисления налогов;
- проведение работы по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, увеличению доходной базы местных бюджетов, в том числе путем постепенной отмены льгот по местным налогам для учреждений, финансируемых из областного бюджета, передачи части налогов, подлежащих зачислению в областной бюджет, в бюджеты муниципальных образований;
- проведение работы по увеличению доходов от использования государственного и муниципального имущества, оптимизация состава и структуры государственной собственности Сахалинской области и муниципальной собственности с целью получения дополнительных доходов от его использования или реализации, активизация работы по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов недвижимости и земельных участков, повышение эффективности деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий, своевременный пересмотр базовых ставок арендной платы, усиление работы по взысканию задолженности по платежам в областной бюджет и бюджеты муниципальных образований;
- стимулирование развития отраслей экономики и субъектов малого предпринимательства, формирование благоприятного инвестиционного климата в Сахалинской области.

III. Приоритеты политики расходования бюджетных средств

Политика расходования бюджетных средств в Сахалинской области на 2014 - 2016 годы должна быть направлена на обеспечение решения приоритетных задач социально-экономического развития, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 - 602 и 606, от 28 декабря 2012 года № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и от 1 июня 2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", предусматривающих повышение заработной платы работников бюджетной сферы, формирование современной инженерной и социальной инфраструктуры, развитие жилищного строительства, а также на поддержку экономики и привлечение частных инвестиций.
Для обеспечения сбалансированности бюджета, снижения дефицита областного бюджета и государственного долга Сахалинской области органам государственной власти при проведении политики расходования бюджетных средств в соответствующих отраслях следует придерживаться следующих принципов:
- осуществлять планирование бюджетных ассигнований исходя из безусловного исполнения действующих расходных обязательств и необходимости сдерживания роста бюджетных расходов;
- принимать новые расходные обязательства только при условии наличия финансовых ресурсов на весь период их действия и соответствия их приоритетным направлениям социально-экономического развития (темпы наращивания расходов должны быть увязаны со структурными изменениями в соответствующих сферах, зафиксированными в "дорожных картах" таких преобразований, при этом "дорожные карты" должны быть скоординированы по срокам проведения мероприятий, объемам финансирования и темпам достижения целевых показателей по оплате труда);
- формирование расходов областного бюджета должно производиться по программному принципу (государственные программы должны соответствовать приоритетам и реальным возможностям областного бюджета, обеспечивать взаимосвязь с основными параметрами оказания государственных услуг и планами структурных реформ отраслей экономики и социальной сферы Сахалинской области);
- реализация приоритетных направлений социально-экономического развития должна осуществляться, в основном, за счет выявления внутренних резервов и их перераспределения.
Для повышения финансовых возможностей за счет внутренних резервов органам государственной власти Сахалинской области и органам местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области необходимо:
- максимально эффективно использовать возможности привлечения средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для решения задачи переселения граждан из аварийного жилищного фонда, повышения качества и доступности жилья;
- повысить адресность социальной поддержки граждан (для достижения максимального социального эффекта оказание такой поддержки должно основываться на критерии нуждаемости граждан);
- повысить эффективность бюджетных расходов в целом, в том числе за счет оптимизации сети государственных учреждений Сахалинской области и муниципальных учреждений муниципальных образований Сахалинской области, а также за счет реализации мероприятий по ресурсосбережению.
Решение задачи поэтапного повышения оплаты труда работников бюджетной сферы должно сопровождаться значительным ростом качества оказания услуг учреждениями социальной защиты, здравоохранения, образования и культуры, установлением прямой зависимости уровня оплаты труда от его производительности, максимальным использованием внутренних резервов (в том числе оптимизацией избыточной сети, привлечением средств от приносящей доход деятельности).
С этой целью следует перейти к системе "эффективного контракта" - заключению с работниками социальной сферы трудовых договоров, включающих показатели и критерии оценки эффективности деятельности работника для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг.
Вознаграждение руководителей государственных учреждений Сахалинской области и муниципальных учреждений муниципальных образований Сахалинской области должно зависеть от качества работы организации и средней заработной платы персонала.

IV. Направления развития
и совершенствования межбюджетных отношений

Построение системы межбюджетного регулирования в Сахалинской области должно учитывать изменения законодательства Российской Федерации в части формирования доходных источников и расходных полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
С 1 января 2014 года в местных бюджетах должны быть сформированы муниципальные дорожные фонды. Для их финансового обеспечения с областного уровня будет передаваться часть доходов, ранее зачислявшихся в дорожный фонд Сахалинской области. Одновременно будут сокращены субсидии из областного бюджета, направлявшиеся на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог местного значения и дворовых территорий многоквартирных домов.
При формировании межбюджетных отношений на 2014 - 2016 годы следует учесть передачу с 1 января 2014 года с муниципального на региональный уровень полномочий по финансовому обеспечению дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В связи с сокращением расходных полномочий снижен с 20 до 15 процентов норматив отчислений в бюджеты городских округов от налога на доходы физических лиц, закрепленный за местными бюджетами Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также с 20 до 15 процентов уменьшен порог обязательств субъектов Российской Федерации по установлению единых и (или) дополнительных нормативов отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц (Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 252-ФЗ).
С учетом обращений муниципальных образований о дефиците средств местных бюджетов на обеспечение софинансирования инвестиций в объекты муниципальной собственности, на благоустройство населенных пунктов, а также возрастающими обязательствами местных бюджетов по выполнению мероприятий, предусмотренных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, на период 2014 - 2016 годов будет сохранен норматив отчислений в местные бюджеты в размере 20 процентов от доходов областного бюджета по налогу на доходы физических лиц, в том числе закрепленный за всеми городскими округами и муниципальным районом Сахалинской области единый норматив в размере 10 процентов. Кроме того, с 1 января 2014 года планируется передать в доходы местных бюджетов в полном объеме налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения.
В результате вышеуказанных мероприятий у органов местного самоуправления появятся дополнительные источники для решения вопросов местного значения, а также стимулы к наращиванию налогового потенциала и оптимизации расходов.
С целью повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления и эффективности бюджетных расходов необходимо:
- разработать механизмы стимулирования деятельности органов местного самоуправления по привлечению инвестиций, наращиванию налогового потенциала, оптимизации расходов;
- осуществлять стимулирование деятельности органов местного самоуправления путем предоставления муниципальным образованиям Сахалинской области из областного бюджета грантов за достижение наилучших результатов деятельности;
- проводить мониторинг исполнения местных бюджетов муниципальных образований, оценку качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях с повышением объективности этой оценки;
- осуществлять контроль за соблюдением мер и ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также за изменением основных параметров бюджетов, муниципального долга, структуры расходов.

V. Направления оптимизации государственного долга

Политика управления государственным долгом должна обеспечивать финансирование бюджетных обязательств и качественное обслуживание государственного долга. Все планируемые показатели по долговым обязательствам должны формироваться в рамках ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Управление государственным долгом Сахалинской области в 2014 - 2016 годах будет направлено на:
- сохранение долговой нагрузки на финансово безопасном уровне с учетом всех возможных рисков;
- обеспечение минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств, полноты и своевременности исполнения долговых обязательств Сахалинской области;
- оптимизацию структуры государственного долга Сахалинской области;
- обеспечение информационной прозрачности в вопросах долговой политики Сахалинской области.
В целях снижения долговой нагрузки и оптимизации общего объема заимствований следует в первоочередном порядке направлять дополнительные доходы или (и) экономию расходов при исполнении областного бюджета на сокращение объема государственного долга Сахалинской области.

VI. Совершенствование контроля
за целевым и эффективным использованием бюджетных средств

В целях совершенствования государственного финансового контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств необходимо:
- усилить внутриведомственный контроль и аудит;
- организовать действенный контроль за эффективным использованием бюджетных средств, в том числе путем проведения анализа динамики показателей эффективности;
- проводить анализ динамики объемов расходов и достигнутых значений целевых показателей по государственным программам Сахалинской области с публичным рассмотрением отчетов;
- повысить уровень контроля в сфере обеспечения государственных нужд в условиях перехода на контрактную систему закупок;
- четко разграничить должностные обязанности должностных лиц, закрепив их должностными регламентами (должностными инструкциями), с целью определения и установления ответственности за бюджетные правонарушения, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации и Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации;
- обеспечить реализацию мер ответственности за бюджетные правонарушения, установленные Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, а также применение бюджетных мер принуждения, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.


------------------------------------------------------------------