Апелляционное определение Сахалинского областного суда от 27.06.2013 по делу N 33адм-1676/2013 <Об оставлении без изменения решения Анивского районного суда Сахалинской области от 04.03.2013, которым признаны недействующими с 1 сентября 2011 года пункты 6, 6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5 Положения о закреплении, обеспечении сохранности и использовании жилых помещений, закрепленных за несовершеннолетними на период их воспитания в государственных учреждениях, а также находящихся под опекой , утвержденного решением Собрания муниципального образования "Анивский городской округ" от 01.09.2011 N 216>



САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июня 2013 г. по делу № 33адм-1676/2013

Судья Нужный И.В.
Докладчик Крылов Н.А.

Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Крылова Н.А.,
судей Усольцевой И.В. и Качура И.О.,
при секретаре Аникиной Т.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Анивского района Сахалинской области об оспаривании в части нормативно-правового акта органа местного самоуправления
по апелляционной жалобе представителя Собрания муниципального образования "Анивский городской округ" Фомичевой Л.Я. на решение Анивского районного суда Сахалинской области от 4 марта 2013 года, которым требования прокурора удовлетворены.
Признаны недействующими с 1 сентября 2011 года пункты 6, 6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5 Положения о закреплении, обеспечении сохранности и использовании жилых помещений, закрепленных за несовершеннолетними на период их воспитания в государственных учреждениях, а также находящихся под опекой (попечительством), утвержденного решением Собрания муниципального образования "Анивский городской округ" от 1 сентября 2011 года № 216.
Заслушав доклад судьи Крылова Н.А., судебная коллегия

установила:

1 сентября 2011 года Собранием муниципального образования "Анивский городской округ" принято решение № 216 "Об утверждении Положения о закреплении, обеспечении сохранности и использовании жилых помещений, закрепленных за несовершеннолетними на период их воспитания в государственных учреждениях, а также находящихся под опекой (попечительством).
4 февраля 2013 года прокурор Анивского района обратился в Анивский районный суд Сахалинской области с заявлением об оспаривании в части указанного Положения, указав, что пункт 6, предусматривающий порядок предоставления жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетним в безвозмездное временное пользование иным лицам, принят Собранием муниципального образования "Анивский городской округ" с превышением полномочий органов местного самоуправления в области жилищных отношений и противоречит действующему жилищному законодательству, не предусматривающему возможность предоставления муниципального жилищного фонда гражданам по договорам безвозмездного пользования, за исключением случаев предоставления жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан. С учетом уточнений заявленных требований просил признать пункты 6, 6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5 Положения о закреплении, обеспечении сохранности и использовании жилых помещений, закрепленных за несовершеннолетними на период их воспитания в государственных учреждениях, а также находящихся под опекой (попечительством), утвержденного решением Собрания муниципального образования "Анивский городской округ" от 1 сентября 2011 года № 216 противоречащими закону и недействующими со дня его принятия.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, представители Собрания муниципального образования "Анивский городской округ" Лупанова Н.Н. и Фомичева Л.Я. с заявлением не согласились. Судом принято вышеуказанное решение, которое обжалует представитель Собрания муниципального образования "Анивский городской округ" Фомичева Л.Я. В апелляционной жалобе пишет, что орган местного самоуправления, установив порядок предоставления закрепленных за несовершеннолетними жилых помещений в безвозмездное пользование, воспользовался правом на решение вопросов местного значения по распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе прокурору в удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела в порядке пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя Собрания муниципального образования "Анивский городской округ" Фомичеву Л.Я. прокурора Жуковскую Е.А., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
Решением Собрания муниципального образования "Анивский городской округ" от 1 сентября 2011 года № 216 утверждено "Положение о закреплении, обеспечении сохранности и использовании жилых помещений, закрепленных за несовершеннолетними на период их воспитания в государственных учреждениях, а также находящихся под опекой (попечительством), разработанное в соответствии со статьей 71 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 148 Семейного кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, "Правилами управления имуществом несовершеннолетних подопечных, хранение и отчуждение этого имущества", утвержденными Министерством просвещения от 30 октября 1969 года, Законом Сахалинской области "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Сахалинской области" № 115-ЗО от 8 декабря 2010 года (пункт 1).
Таким образом, названное Положение регулирует общественные отношения в области опеки и попечительства.
Пунктами 6, 6.1.1 - 6.1.5 этого Положения предусмотрено, что Комитет по управлению муниципальной собственностью заключает договоры безвозмездного пользования свободных закрепленных жилых помещений с лицами, желающими их принять во временное пользование, и ведет регистрацию договоров. Преимущественное право на заключение договора безвозмездного пользования имеют: воспитанники государственных учреждений, прибывшие из них в муниципальное образование после обучения и воспитания, не имеющие жилья на момент прибытия; педагогические работники; лица, состоящие на учете и нуждающиеся в улучшении жилищных условий; другие граждане, не имеющие жилья по чрезвычайным обстоятельствам. Кандидатуры граждан на заключение договора безвозмездного временного пользования закрепленным жилым помещением утверждаются комиссией по реализации социальной политики на территории муниципального образования "Анивский городской округ", утвержденной постановлением мэра Анивского округа № 380-п от 1 апреля 2011 года.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.
Аналогичные положения закреплены пунктом 2 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Положения статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", перечисляющие вопросы местного значения, не наделяют органы местного самоуправления городских округов полномочиями по обеспечению сохранности жилых помещений, закрепленных за несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей.
В соответствии со статьей 16.1 того же Федерального закона органы местного самоуправления вправе участвовать в осуществлении деятельности по опеке и попечительству, если это участие предусмотрено федеральным законом. Таких федеральных норм в указанной сфере не имеется.
В силу статьи 19 упомянутого Федерального закона полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Исходя из положений, предусмотренных пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" допускается передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий субъекта Российской Федерации в области опеки и попечительства.
Сахалинской областной Думой принят Закон Сахалинской области от 3 августа 2009 года № 80-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по опеке и попечительству".
При этом полномочия по использованию жилых помещений, закрепленных за несовершеннолетними на период их воспитания в государственных учреждениях, а также находящихся под опекой (попечительством) органам местного самоуправления не передавались. Сравнительный анализ оспариваемых положений с федеральными нормами и законодательством Сахалинской области приводит к выводу, что пункты 6, 6.1.1, 6.1.2, 6.1.3, 6.1.4, 6.1.5 Положения о закреплении, обеспечении сохранности и использовании жилых помещений, закрепленных за несовершеннолетними на период их воспитания в государственных учреждениях, а также находящихся под опекой (попечительством), утвержденного решением Собрания муниципального образования "Анивский городской округ" от 1 сентября 2011 года № 216, предусматривающие возможность предоставления закрепленных жилых помещений в безвозмездное пользование иным лицам, вступили в противоречие с законодательством, имеющим большую юридическую силу, и приняты Собранием Анивского городского округа с превышением своих полномочий.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы представителя Собрания муниципального образования "Анивский городской округ" Фомичевой Л.Я., изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном определении сферы общественных отношений, урегулированной оспариваемыми положениями, ином толковании норм материального права и являются несостоятельными по вышеприведенным мотивам.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Анивского районного суда Сахалинской области от 4 марта 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Собрания муниципального образования "Анивский городской округ" Фомичевой Л.Я. - без удовлетворения.

Председательствующий
Крылов Н.А.

Судьи
Усольцева И.В.
Качура И.О.


------------------------------------------------------------------