Решение Сахалинского областного суда от 15.05.2013 по делу N 3-12/2013 <Об отказе в удовлетворении заявлений о признании недействующими подпунктов 2.1 и 2.2 пункта 2 приказа региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 28.12.2012 N 102-окк, подпунктов 2.1 и 2.2 пункта 2 приказа региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 28.12.2012 N 99-окк и подпунктов 2.1 и 2.2 пункта 2 приказа региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 28.12.2012 N 100-окк в части установления тарифов на январь 2013 года>



САХАЛИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 мая 2013 г. по делу № 3-12/2013

Сахалинский областной суд:
под председательством судьи Богомоловой Ю.А.
при секретаре Купаловой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям прокурора Сахалинской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу подпунктов 2.1 и 2.2 пункта 2 приказа региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 28 декабря 2012 года № 102-окк "Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) ООО "Сахалинская Газовая Энергетическая компания" муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" в части установления тарифов на январь 2013 год; подпунктов 2.1 и 2.2 пункта 2 приказа региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 28 декабря 2012 года № 99-окк "Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) ЗАО "Тепло" муниципального образования "Томаринский городской округ" в части установления тарифов на январь 2013 года; подпунктов 2.1 и 2.2 пункта 2 приказа региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 28 декабря 2012 года № 100-окк "Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) ОАО "Сахалинская Коммунальная Компания" муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" в части установления тарифов на январь 2013 года,

установил:

28 декабря 2012 года региональной энергетической комиссией Сахалинской области издан приказ № 102-окк "Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) ООО "Сахалинская Газовая Энергетическая компания" муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск", который размещен на официальном сайте региональной энергетической комиссии Сахалинской области 29 декабря 2012 года и опубликован в газете "Губернские ведомости" в № 46(4214) от 16 марта 2013 года (далее - Приказ РЭК № 102-окк).
Пунктом 1 данного приказа согласована производственная программа ООО "Сахалинская Газовая Энергетическая компания" муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" в сфере горячего водоснабжения с использованием открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
Пунктом 2 приказа признаны соответствующими критериям доступности товаров и услуг организаций коммунального комплекса и установлены следующие тарифы ООО "Сахалинская Газовая Энергетическая компания" муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) с календарной разбивкой:
для населения планировочного района Хомутово-2 (с учетом НДС):
- в период с 1 января 2013 года по 30 июня 2013 года - 125,87 руб./куб. м;
- в период с 1 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года - 140,97 руб./куб. м (пункт 2.1);
для иных потребителей планировочного района Хомутово-2 (без НДС):
- в период с 1 января 2013 года по 30 июня 2013 года - 213,54 руб./куб. м;
- в период с 1 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года - 230,66 руб./куб. м (пункт 2.2).
28 декабря 2012 года региональной энергетической комиссией Сахалинской области издан приказ № 99-окк "Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) ЗАО "Тепло" муниципального образования "Томаринский городской округ" Сахалинской области", который размещен на официальном сайте региональной энергетической комиссии Сахалинской области 29 декабря 2012 года и опубликован в газете "Губернские ведомости" в № 46(4214) от 16 марта 2013 года (далее - Приказ РЭК № 99-окк).
Пунктом 1 данного приказа согласована производственная программа ЗАО "Тепло" муниципального образования "Томаринский городской округ" Сахалинской области в сфере горячего водоснабжения с использованием открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
Пунктом 2 приказа признаны соответствующими критериям доступности товаров и услуг организаций коммунального комплекса и установлены следующие тарифы ЗАО "Тепло" муниципального образования "Томаринский городской округ" Сахалинской области на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) с календарной разбивкой:
для населения города Томари (с учетом НДС):
- в период с 1 января 2013 года по 30 июня 2013 года - 118,66 руб./куб. м;
- в период с 1 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года - 132,89 руб./куб. м (пункт 2.1);
для иных потребителей города Томари (без НДС):
- в период с 1 января 2013 года по 30 июня 2013 года - 251,09 руб./куб. м;
- в период с 1 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года - 268,21 руб./куб. м (пункт 2.2).
28 декабря 2012 года региональной энергетической комиссией Сахалинской области издан приказ № 100-окк "Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) ОАО "Сахалинская Коммунальная Компания" муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск", который размещен на официальном сайте региональной энергетической комиссии Сахалинской области 29 декабря 2012 года и опубликован в газете "Губернские ведомости" в № 46(4214) от 16 марта 2013 года (далее - Приказ РЭК № 100-окк).
Пунктом 1 данного приказа согласована производственная программа ОАО "Сахалинская Коммунальная Компания" муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" в сфере горячего водоснабжения с использованием открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
Пунктом 2 приказа признаны соответствующими критериям доступности товаров и услуг организаций коммунального комплекса и установлены следующие тарифы ОАО "Сахалинская Коммунальная Компания" муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) с календарной разбивкой:
для населения (с учетом НДС):
- в период с 1 января 2013 года по 30 июня 2013 года - 125,11 руб./куб. м;
- в период с 1 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года - 137,36 руб./куб. м (пункт 2.1);
для иных потребителей (без НДС):
- в период с 1 января 2013 года по 30 июня 2013 года - 106,03 руб./куб. м;
- в период с 1 июля 2013 года по 31 декабря 2013 года - 118,95 руб./куб. м (пункт 2.2).
16 апреля 2013 года прокурор Сахалинской области обратился в Сахалинский областной суд с заявлениями о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу подпунктов 2.1 и 2.2 пункта 2 вышеуказанных Приказов РЭК № 102-окк, № 99-окк, № 100-окк в части установления тарифов на январь 2013 года.
В обоснование заявленных требований прокурор указал на противоречие оспариваемых норм положениям части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", поскольку установленные в Приказах РЭК тарифы вступили в силу с 1 января 2013 года, а не с 1 февраля 2013 года, то есть ранее месяца после их установления, как это предусмотрено вышеприведенной нормой.
Определением Сахалинского областного суда от 13 мая 2013 года указанные дела по заявлениям прокурора объединены в одно производство.
В судебном заседании прокурор Кисленко И.Л. заявления прокурора поддержала по изложенным в нем основаниям. Отметила, что обращение прокурора в суд общей юрисдикции с данными заявлениями обусловлено защитой нарушенных прав неопределенного круга лиц - населения муниципальных образований, которые являются непосредственными потребителями коммунальных услуг.
Представитель региональной энергетической комиссии Сахалинской области Чекрышев Д.В. против удовлетворения требований прокурора возразил. Указал на то, что оспариваемые прокурором положения Приказов РЭК требованиям федерального законодательства не противоречат, поскольку они приняты в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 года № 1149 "О внесении изменений в основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", предусматривающим специальный порядок их установления на 2013 год.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
С 1 января 2006 года в Российской Федерации действует Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон № 210).
В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 1 данного Федерального закона изначально предметом регулирования настоящего Федерального закона являлись основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавки к ценам (тарифам) для потребителей и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Частями 1 и 3 статьи 13 Федерального закона № 210 предусмотрено, что тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 настоящего Федерального закона.
Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.
Согласно части 2 статьи 3, статьи 4 Федерального закона № 210 к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено утверждение основ ценообразования и правил регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В рамках реализации своих полномочий Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 14 июля 2008 года № 520 "Об основах ценообразования и правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Постановление Правительства № 520), которым утверждены Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
В силу пункта 3 указанных Правил организации коммунального комплекса обязаны представлять до 1 мая текущего года для установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, расчетные материалы.
7 декабря 2011 года принят Федеральный закон № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон № 416) предметом регулирования которого явились отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
Статьей 2 данного Закона введено понятие открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) и закрытой системы горячего водоснабжения как комплексов технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
Согласно пунктам 5 и 6 статьи 4 Федерального закона № 416 к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено утверждение основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждение правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Частью 4 статьи 1 Федерального закона № 416 установлено, что отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон № 190), за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды.
Статьей 43 Федерального закона № 416 определено, что данный закон вступает в силу с 1 января 2013 года (за исключением отдельных его положений).
В связи с принятием Федерального закона № 416 7 декабря 2011 года также принят Федеральный закон № 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", в соответствии с которым в Федеральный закон № 210 внесены изменения: из сферы его регулирования исключено регулирование тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод.
Федеральные законы № 416, № 417, № 190 (в части регулирования отношений в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) вступили в силу с 1 января 2013 года.
Таким образом, из анализа изменений вышеприведенного законодательства следует, что правоотношения в сфере водоснабжения, в том числе горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), выведены из сферы регулирования Федерального закона № 210 и урегулированы специальным законодательством.
Учитывая дату принятия данных изменений и вступления в силу специального законодательства в сфере водоснабжения, суд приходит к выводу о том, что законодателем установлен переходный период.
В указанный период, в рамках своей компетенции, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 8 ноября 2012 года № 1149 "О внесении изменений в основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Постановление Правительства № 1149), вступившее в силу с 22 ноября 2012 года, которым внесены изменения в Постановление Правительства № 520.
Так, пунктом 2 Постановления Правительства № 1149 предусмотрено, что в целях установления тарифов на горячую воду на 2013 год:
а) документы, указанные в пункте 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства № 520, представляются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок до 1 декабря 2012 года;
б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок вправе запросить дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, обратившиеся с заявлением об установлении тарифов, обязаны их представить в 5-дневный срок со дня поступления запроса.
Пунктом 4 Постановления Правительства № 1149 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок до 1 января 2013 года предписано утвердить тарифы на горячую воду для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения) на 2013 год.
Таким образом, Правительством Российской Федерации в области регулирования тарифов на горячую воду для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения) (по которым тарифы устанавливаются впервые), определен период регулирования - 2013 год и сроки принятия решений об установлении тарифов на указанный период - с 1 декабря 2012 года по 1 января 2013 года.
Следовательно, в рамках переходного периода Правительством Российской Федерации предусмотрены специальные нормы, регулирующие правила установления тарифов для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения), в связи с чем суд приходит к выводу о том, что установленное частью 1 статьи 13 Федерального закона № 210 общее правило, предусматривающее положение о вступлении в силу тарифов в срок, не ранее чем через один календарный месяц после их установления, на спорные правоотношения не распространялось.
Учитывая изложенное, региональной энергетической комиссией Сахалинской области оспариваемые прокурором в части Приказы № 102-окк, № 99-окк, № 100-окк были приняты в соответствии со специальными требованиями Постановления Правительства № 1149 и федеральному законодательству на момент их издания не противоречили.
Более того, в соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Из указанной процессуальной нормы во взаимосвязи со статьей 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающей порядок принятия решения суда о признании нормативного правового акта недействующим, следует, что суд при рассмотрении заявления об оспаривании нормативного правового акта проверяет этот акт в порядке абстрактного нормоконтроля на предмет соответствия его действующему на день рассмотрения дела федеральному законодательству.
Поскольку регулирующий правоотношения в сфере горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения Федеральный закон № 190 не содержит требований о вступлении в силу тарифов в срок, не ранее чем через один календарный месяц после их установления, оспариваемые прокурором в части Приказы РЭК на день рассмотрения настоящего дела действующему федеральному законодательству не противоречат.
Учитывая изложенное, а также то, что Приказы РЭК изданы в пределах компетенции органа государственной власти Сахалинской области, заявления прокурора удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать прокурору Сахалинской области в удовлетворении заявлений о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу подпунктов 2.1 и 2.2 пункта 2 приказа региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 28 декабря 2012 года № 102-окк "Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) ООО "Сахалинская Газовая Энергетическая компания" муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" в части установления тарифов на январь 2013 год; подпунктов 2.1 и 2.2 пункта 2 приказа региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 28 декабря 2012 года № 99-окк "Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) ЗАО "Тепло" муниципального образования "Томаринский городской округ" в части установления тарифов на январь 2013 года; подпунктов 2.1 и 2.2 пункта 2 приказа региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 28 декабря 2012 года № 100-окк "Об установлении тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) ОАО "Сахалинская Коммунальная Компания" муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" в части установления тарифов на январь 2013 года.
Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Сахалинский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято 20 мая 2013 года.

Судья Сахалинского областного суда
Ю.А.Богомолова


------------------------------------------------------------------